К следующему курортному сезону Приморская набережная преобразится. Особое внимание уделяется берегоохранным мерам
Сочи
20 августа в Сочи состоялась презентация первого этапа проекта комплекса берегозащитных гидротехнических сооружений, который реализуют на центральной морской набережной города — Приморской. Узнали у экспертов подробности проекта.
Приморская набережная неоднократно реконструировалась: так, в 1978 году она была расширена с обустройством городского пляжа рядом с Морским вокзалом. Но, как отмечает президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, все предыдущие планы реконструкции имели общий недочет, который теперь будет устранен.
«Проект реконструкции Приморской набережной в Сочи — амбициозное и долгожданное начинание, которое сочетает в себе инновации и защиту береговой линии. Несмотря на множество интересных архитектурных предложений с 1970-х годов, ключевой проблемой оставалась защита береговой линии», — рассказал Николай Шумаков.
Проект реконструкции Приморской набережной. ЮЖГИПРОКОММУНСТРОЙ, 1982 годПроект реконструкции Приморской набережной. ЮЖГИПРОКОММУНСТРОЙ, 1982 годПроект реконструкции Приморской набережной. ЮЖГИПРОКОММУНСТРОЙ, 1982 годПроект формирования бухтового пляжа. ЮГАКАДЕМЦЕНТР, 2000 годПроект реконструкции Приморской набережной. АМ «АР-КО», 2012 год
Этот момент отметил и мэр Сочи Андрей Прошунин. «Берегозащита в этой части побережья критически важна, чтобы сохранить пляжи центра курорта», — добавил глава города.
«В новом проекте акцент смещен именно на создание современных берегоукрепительных сооружений, что подтверждено математическим моделированием, — подчеркнул Николай Шумаков. — Только после решения вопросов берегозащиты можно говорить об эстетике и комфорте. Проект требует терпения и взаимопонимания, но его цель оправданна — безопасность и красота для всех».
Проектирование и работы по созданию волноломов, которые будут защищать набережную, проводит ГК «ДЕСО». Руководитель ГК «ДЕСО» Анна Невзорова рассказала об особенностях этих работ. «Перед стартом были проведены научные исследования, математическое моделирование, изучен мировой опыт строительства гидротехнических сооружений, чтобы предельно точно высчитать расстояние от берега, ширину, длину и высоту будущих волноломов, которые гарантируют максимальную защиту пляжей от размытия, — отметила Анна Невзорова. — Благодаря своей проницаемости волноломы обеспечат прекрасный водообмен, это натуральные рифы, вокруг которых образуется своя экосистема. Минимальный срок службы таких ГТС — 100 лет».
В рамках первого этапа работ на пляжном комплексе «Маяк», на удалении 130–150 м от берега, будет возведено два волнолома. «Их длина — 90 м, ширина — 9 м, высота над уровнем моря — 1 м», — рассказала Анна Невзорова.
Доставка камняПогружение каркаса в требуемую точкуЗагрузка камня в каркасное сооружение
На данный момент в проектное положение выставлены все девять металлических каркасов с антикоррозийным покрытием и протекторной защитой под первый проницаемый подводный волнолом. «В ближайшее времени мы приступим к созданию основы волнолома из 5–7-тонных камней с сочинского карьера, которые будут погружены в каркасы, — отметила Анна Невзорова. — Параллельно начнется сборка последующих девяти каркасов под второй волнолом». Масса одного волнолома — 13,5 тыс. тонн.
Вид на волнолом с берегаПродольный срезПоперечный срезВид на волнолом с берега
Планируется, что полностью обновленная территория набережной «Маяк» будет открыта к следующему курортному сезону. В рамках реконструкции набережная и пляж будут расширены, протяженность рекреационной зоны увеличится. Также планируется систематизировать размещение торговых точек и общепита, разбить новый парк и привести к единому архитектурному облику все постройки на набережной.