Источник: Российская газета
Удешевление строительства в регионах с низким спросом на жилье, введение упрощенной выдачи земли под строительство коттеджей и снижение ставок по ипотеке прорабатывает ДОМ.РФ. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал генеральный директор госкорпорации Виталий Мутко.
Что сейчас происходит с ипотекой? Растет или падает спрос?
Виталий Мутко: Если посмотреть на первые четыре месяца этого года, то можно сказать, что рынок восстановился. Мы вышли на серьезные цифры — более 500 тысяч кредитов на сумму около 1,85 трлн рублей. Это на 13% по количеству и на 24% по сумме больше, чем в прошлом году. В апреле уже выдано больше 150 тысяч кредитов, это один из лучших месячных показателей за последние годы. Рост к прошлому году, когда была низкая база, — более чем в три раза.
Выдачи ипотеки будут расти до конца года?
Виталий Мутко: В своих прогнозах мы исходили из того, что объем ипотечного рынка останется в пределах прошлого года — это приблизительно 1,3 млн кредитов с приростом ипотечного портфеля на 2 трлн рублей.
Но если динамика сохранится, то по итогам этого года мы увидим выдачу до 1,5 млн кредитов с приростом портфеля на 2,3 трлн рублей. Но важно наблюдать за ситуацией в мае-июне и уже по итогам этих месяцев делать выводы. Вместе с тем отмечу, что ранее Банк России опубликовал отчет, который говорит о некотором ухудшении качества ипотечных кредитов — растет доля кредитов с низким первоначальным взносом (66% выдач) и ипотеки с высокой долговой нагрузкой (37%).
Мы помогаем банкам с ликвидностью для выдачи ипотечных займов с помощью ипотечных облигаций. Сегодня около 7% ипотеки секьюритизировано подобным образом. Но мы видим, что портфель таких кредитов все время сжимается. И мы солидарны с ЦБ — нельзя секьюритизировать заем, у которого непонятная ставка, в 0,1%.
Важно, что льготные программы — не единственный драйвер рынка. Активно развивается и ипотека на готовое жилье на рыночных условиях. Но ситуация, когда субсидируется половина всей выдаваемой ипотеки, а более 90% выдачи — на «первичке», не может быть долгосрочной. С макроэкономической точки зрения это не только тяжелое бремя для бюджета, но и искажение рыночной ситуации — если ипотечники будут получать слишком дешевые кредиты, значит, кто-то другой будет переплачивать за заемные средства. В дальнейшем необходимо переходить к более адресным мерам поддержки. В том числе вводить дополнительное стимулирование в рамках «Семейной ипотеки».
Вы уже предлагали сделать пониженную на 1-2% ипотечную ставку для покупателей просторных квартир — от 55 кв. м. Как продвигается эта идея и будет ли запущена такая программа?
Виталий Мутко: Совсем недавно мы провели соцопрос, который показал, что у ипотечных заемщиков дети рождаются в два раза чаще, чем в среднем по стране. И «Семейная ипотека» не только стимулирует спрос на жилье, но и позитивно сказывается на нашей демографии: помогает семьям принять решение о рождении детей.
Однако структура строящегося жилья сегодня не соответствует запросу — 53% приходится на однокомнатные и малогабаритные квартиры, только 15% — на многокомнатные, в то время как семей из трех и более человек — более половины. Мы предлагаем ввести дополнительную «скидку» в 1-2 процентных пункта к ставке для семей, которые покупают более просторное жилье. Это поможет «выправить» структуру строящегося жилья — ведь девелоперы строят квартиры, на которые есть спрос. Инициативу представили президенту, сейчас наше предложение рассматривается правительством.
Будет ли распространена льготная ипотека на вторичное жилье?
Виталий Мутко: Точечно решения уже принимаются. Льготной ипотекой на «вторичку» можно воспользоваться, например, в моногородах. Такая мера поддержки рассматривается на Дальнем Востоке, в регионах, где практически не строится жилье. Мы смотрим за этим. Но исходим из того, что сейчас рынок несколько сбалансировался по спросу и предложению. И некоторым его «регулятором» является вторичный рынок, который лидирует по продажам.
Но если мы в полном объеме распространим льготную ипотеку на вторичный рынок, то спрос может окончательно перейти сюда, цены подрастут. Именно такой эффект был при запуске льготной ипотеки на новостройки, когда за три года цены выросли на 70%. Но с другой стороны, цены позже сбалансировались, мы наблюдаем нормальный запуск новых проектов, стабильный объем строящегося жилья. Так было и на Дальнем Востоке, где после запуска «Дальневосточной ипотеки» цены выросли на 30-40% в моменте, но зато вдвое увеличилось строительство жилья.
Надо быть с этим очень осторожными. И пока это на уровне обсуждений, никаких готовых решений нет. Возможны какие-то точечные меры, адресные — для отдельных категорий граждан, отдельных регионов.
Вы имеете в виду такие льготные категории, как врачи, учителя?
Виталий Мутко: Не совсем так. Есть инициатива — посмотреть на дополнительные льготы для семей с детьми-инвалидами, им часто нужно купить жилье там, где есть медицинские центры. Возможно, еще для других категорий граждан. Или рассмотреть регионы, где сегодня нет строительства, а нам нужно его стимулировать.
Что происходит с выводом новых проектов жилья в строительство?
Виталий Мутко: Застройщики продолжают активно выводить на рынок новые проекты. За четыре месяца этого года запущено строительство более 14 млн кв. м — на 27% больше, чем в том же периоде прошлого года, хотя такие значительные темпы отчасти связаны с низкой базой весны 2022 года. В стране строится около 100 млн кв. м, это по майским данным.
Подчеркну, что в норме застройщик не должен продавать все свои квартиры на стадии строительства. При нормальной модели проектного финансирования распроданность на момент сдачи дома должна составлять где-то 70%. Запуски в последние годы шли равномерно. Сегодня реализовано почти 30% жилья, что как раз говорит о нормальной ситуации.
В предыдущие годы темпы продаж на инвестиционной фазе были выше, но это свидетельствовало скорее о дефиците предложения. Сейчас мы видим, что баланс на рынке восстанавливается — спрос и предложение постепенно приходят к равновесию. При этом у крупнейших застройщиков распроданность жилья выше, продажи идут.
Стало ли больше проблемных домов с эскроу?
Виталий Мутко: Здесь отвечу уверенно — не стало. Механизм проектного финансирования и счетов эскроу эффективно работает, и уже более 92% проектов жилья возводится по новым правилам. При этом с момента запуска механизма ни один дом, который начинал строиться исключительно по счетам эскроу, не стал проблемным. Проблемными остаются только те дома, которые начали возводиться до середины 2019 года, то есть до перехода рынка на эскроу-счета. Сейчас среди проблемных домов 305 объектов, проектными декларациями которых предусмотрено привлечение средств граждан на счета эскроу. Из них в 33 домах были проданы квартиры по договорам долевого участия. Все они начали строиться до июля 2019 года.
Будет ли продолжаться программа льготной ипотеки на строительство индивидуального дома «хозспособом», своими руками?
Виталий Мутко: Сегодня 70% семей хотят построить свой дом, это очень востребовано. На ИЖС уже приходится 60% всего введенного в стране жилья. Да, на показатели влияет и дачная амнистия, и регистрация ранее построенных домов, газификация. Но в ИЖС мы видим большой потенциал. Пока меры поддержки этого сектора ограничены, поэтому развивать их — наша ключевая задача ближайших полутора-двух лет.
Льготные программы уже распространены на строительство дома, что привело к кратному росту выдачи кредитов. В прошлом году мы также запустили ипотеку на ИЖС «хозспособом», субсидируя ставку на 2 процентных пункта, выделили на это миллиард из своей прибыли, подключили несколько банков — и увидели, что программа востребована. В общей сложности выдано больше 15 000 кредитов на 62 млрд рублей. Сейчас лимит уже закончился, но крупные банки продолжают кредитовать без дополнительного субсидирования, по действующим госпрограммам.
В некотором смысле мы создали новый стандарт, и люди научились с ним работать. Но нужно идти дальше: полностью перенести в ИЖС механизм проектного финансирования и счетов эскроу, строить малоэтажное жилье промышленным способом. Для этого мы провели экспертизу домокомплектов, сформировали реестр застройщиков. Уже начали появляться первые комплексные поселки. Но надо дать возможность людям строить, наняв подрядчика (не через девелопера), — и ему тоже субсидировать ставку.
Мы попробуем перезагрузить всю систему в ближайшие два года. В структуре ипотеки на долю ИЖС раньше приходилось менее 1%, в 2022 году было уже около 2,5%, в этом ожидаем более 3%. Частное домостроение будет одним из ключевых направлений для развития. Не исключаю, что часть прибыли мы направим на новые меры поддержки ИЖС.
Не так давно президент поручил дать возможность регионам предоставлять людям земельные участки с обязательством в определенный срок построить на них индивидуальный дом. Это фактически распространение на всю страну «дальневосточного гектара»?
Виталий Мутко: Сейчас решается вопрос о наделении регионов правом передачи земельных участков для ИЖС без проведения торгов. Дорабатывается законодательство, процедуры.
Однако эти участки должны использоваться эффективно. Так как частой является ситуация, когда участок передан, но строительство на нем не ведется. У регионов будет возможность передачи участков гражданам в упрощенном порядке, но при этом будет и право требовать от них построить дом в установленные сроки. Помните, была политика выдачи земельных участков многодетным семьям? Во многих регионах раздавали земли, передавали в регионы десятки тысяч гектаров. Но люди ничего построить не могут, потому что инженерные коммуникации не подготовлены. Поэтому здесь надо смотреть, что это за земли, нельзя подходить к этому формально. Это тоже может стать поддержкой ИЖС.
Сколько лет, на ваш взгляд, люди в среднем будут строить свои дома?
Виталий Мутко: Думаю, около года. Напомню, что мы создали и продолжаем развивать суперсервис строим.дом.рф, где любой человек может выбрать земельный участок и типовой домокомплект, подобрать профессионального подрядчика и взять ипотеку с господдержкой. Люди приходят с запросом: «мне нужен дом» — и вот проект, вот его цена, вот банк, который профинансирует, компания, которая построит. Некоторым производителям домокомплектов будут предоставлены субсидии. Пока идет дискуссия над законодательством, все еще будет обсуждаться и дорабатываться.
С помощью инфраструктурных облигаций теперь можно финансировать строительство инфраструктуры не только для многоквартирного жилья, но и для коттеджных поселков. Кто-то этим воспользовался?
Виталий Мутко: Сегодня у ДОМ.РФ на рассмотрении один проект по созданию инфраструктуры для ИЖС через механизм облигаций — строительство инженерных сетей в Байкальске для застройки домами с использованием деревянных конструкций. Сумма займа по проекту может составить 2,2 млрд рублей, прогнозируемый ввод жилья — 265 тыс. кв. м.
Есть механизмы обеспечения жильем, которые используются в других странах, но не используются в России?
Виталий Мутко: Нам не хватает цивилизованного рынка арендного жилья. Сегодня 10-13% жилья сдается людьми на полгода-год, и обе стороны при этом практически не защищены. У нас, как института развития, есть серьезный опыт в этой сфере, мы занимаемся арендой с 2017-2018 годов. Сейчас в портфеле уже 16 арендных домов в семи регионах. Есть и корпоративная аренда, ведь есть потребность в кадрах, квалифицированных специалистах, рабочих профессиях. Есть и арендное жилье для студентов.
В целом такое жилье позволяет людям сегодня жить нормально. Просто цены должны быть доступные. Сейчас правительство поставило перед нами новую задачу — создать 10 тысяч арендных квартир на Дальнем Востоке — для молодых специалистов, студентов. Каждый регион должен проанализировать, какой объем арендного жилья ему нужен. ДОМ.РФ приобретет жилые помещения с готовой отделкой и мебелью и передаст квартиры в аренду региональным операторам.
В дальнейшем жилье будет предоставляться в аренду по субсидируемой ставке. Уже в этом году мы хотим реализовать три тысячи квартир. Мне кажется, у этого направления большой потенциал, можно его развивать и для очередников, для расселения аварийного фонда, для детей-сирот.
В каких регионах будут первые три тысячи квартир?
Виталий Мутко: У нас уже несколько заявок — Хабаровский край, Сахалин, Магаданская область и Приморский край.
ДОМ.РФ предлагал запустить программу субсидирования застройщиков. В чем ее суть?
Виталий Мутко: Речь идет о субсидировании низкомаржинальных проектов. Это кластерный подход, поддержка для регионов, где прибыль у застройщиков низкая. Конечно, речь не о Москве и Санкт-Петербурге.
Средняя ставка по проектному финансированию сейчас 4,7% — это примерно вдвое ниже, чем в реальном секторе экономики. На начальной стадии реализации проекта ставка побольше, потом счета эскроу наполняются и ставка для застройщика снижается. Но если в регионе спрос небольшой, низкая наполняемость эскроу, то девелопер выплачивает кредит по рыночной ставке. Прибыль невелика, и строить там невыгодно. А жилье в регионах нужно. Именно для этого нужна программа, которая субсидировала бы процентную ставку на моменте запуска проекта и до определенной наполняемости счетов эскроу. Ставка не будет подниматься выше текущего уровня ключевой ставки ЦБ (в настоящее время 7,5%) вне зависимости от динамики продаж. Заполнилось свыше 40% счетов эскроу — она отключается. А при существенном отклонении графика продаж от планового — включается. Такой механизм мы готовим с минстроем.
Программа ограничит финансовые риски застройщиков при падении спроса, снизит риск приостановки финансирования стройки со стороны банков, предотвратит существенные переносы сроков сдачи домов и даст возможность застройщикам более уверенно запускать новые проекты. Президент поставил задачу — по итогам мая еще раз посмотреть, какие дополнительные меры поддержки жилищного строительства можно применить. Центральный банк согласен, что пора подходить к целевой поддержке регионов.
В 2020 году одной из мер поддержки застройщиков был выкуп невостребованных квартир. Тогда это не пользовалось спросом. Будет ли мера предлагаться сейчас?
Виталий Мутко: Пока потребности в запуске аналогичной меры нет. Сейчас мощную поддержку рынку оказывают льготные ипотечные программы. При ухудшении ситуации может быть задействована программа субсидирования ставок по проектному финансированию.
Недавно Великобритания ввела санкции против ДОМ.РФ. Как это повлияет на работу госкорпорации?
Виталий Мутко: ДОМ.РФ — это финансовый институт, институт развития. Для граждан, клиентов мы сделаем все, чтобы на них это никак не отразилось. Мы продолжаем работать в обычном режиме. На инвестиционных рынках Великобритании мы не работали и не собираемся работать.
Какие финансовые итоги года у ДОМ.РФ? Удается ли оставаться в плюсе, несмотря на субсидирование ипотеки, субсидирование социальной аренды жилья в ряде городов?
Виталий Мутко: ДОМ.РФ занимается реализацией целого комплекса мер для повышения доступности жилья, выступая компанией «полного цикла». В 2022 году мы ввели в оборот 2,4 тыс. га земель, профинансировали строительство 15,4 млн кв. м нового жилья, начали строительство инфраструктуры в 17 регионах России, а также выдали 37,7 тыс. ипотечных кредитов. Как оператор льготной ипотеки, за год мы помогли решить жилищный вопрос для более чем 480 тыс. семей. В процессе выполнения этих задач активы компании увеличились в 1,5 раза — до 3 трлн рублей, а чистая прибыль превысила 30 млрд рублей.