По информации РИА «Новости», «последнее прощай» российскому рынку сделал головной офис шведской компании «Тетра Пак», который якобы разорвал связи со своей российской «дочкой». Между тем на долю этой компании приходится примерно каждый пятый или шестой пакет, в который разливают молоко, соки и фасуют детское питание. Правда, затем последовал комментарий от лица самой компании, что она никуда не уходит.
Но, как известно, дыма без огня не бывает. Ведь слухи о намерениях наших северных партнеров покинуть Россию циркулируют давно. С введением жестких антироссийских санкций компания не раз и не два давала сбои в работе. То сократила ассортимент выпуска упаковки – вроде бы из-за нехватки отдельных комплектующих. То перестала поставлять пакеты для кефира и ряженки…
В общем, риски в любом случае остаются. И за них, как правило, платит потребитель, ведь при малейшем сотрясении рынка, смены логистики или поставщика цены начинают резко ползти вверх.
– Здесь вопрос не столько в ценах, сколько в том, чем можно заменить эту упаковку, – говорит председатель союза потребителей России Петр Шелищ. – Нельзя же перестать доить коров или остановить заводы по производству соков.
Невольно вспоминаю времена своей молодости, когда за молоком мы ходили с бидоном, за сметаной – со своей стеклянной баночкой, за растительным маслом – со своей бутылкой… Соки в магазинах разливали из больших конусов – в стакан или в тару, которую принес.
Не исключено, что мы отчасти вернемся к тем временам. И в этом есть определенные плюсы. Ведь сколько стоит упаковка в конечном продукте, мы не знаем. Но совершенно точно не копейки, а рубли. Что пластиковая бутылка, что картонная тара. Каждый раз мы за нее платим, покупая молоко, потом выбрасываем, потом снова платим – уже за вывоз мусора и за утилизацию…
Нужда – двигатель прогресса. Когда станет ощущаться нехватка привычной и удобной упаковки, начнем думать: как быть и что делать дальше? На мой взгляд, нам нужно активнее внедрять оборотную тару. Это и продукты удешевит, и экологии планеты меньший урон нанесет…
Возможно, не всех россиян прельщает перспектива ходить за молоком с бидончиками, как в старые добрые времена. Трудно отказаться от комфорта, к которому привыкли.
Между тем в ассоциации участников молочного рынка «Союзмолоко» (членом которой является «Тетра Пак», нам сообщили, что шведская компания пока не собирается уходить из России. «Она работает в штатном режиме», – говорит директор по связям с общественностью Мария Жебит.
– От общего рынка готовой продукции – ультрапастеризованного, стерилизованного, сливок, кисломолочной, детского питания – она составляет 14%. Подмосковное предприятие выпускает порядка 3 миллиардов единиц пакетов в год. Оно является основным поставщиком картонной упаковки для «молочки».
– Такой ситуации, чтобы возвращаться к старому, сегодня мы не видим. Кстати, советские пакеты молока в виде тетраэдра – это тоже ноу-хау «Тетра Пак». Что касается разных форс-мажорных обстоятельств, на которые богато нынешнее время, то мы, разумеется, рассматриваем разные варианты. Да, альтернативных поставщиков упаковки можно найти в Турции или в Китае. Однако когда долгое время работаешь с одним партнером, за день переключиться на другого не получится. На это нужно время, изменение маршрутов, логистики.
– Стекло никак не вписывается в эту историю. Торговые сети не смогут работать в таких масштабах со стеклянной тарой, делать с ней такие торговые обороты, как сегодня. «Бабушкины бидоны» тоже не годятся: по требованиям Роспотребнадзора у нас запрещена продажа сырого молока. Благодаря этому в стране нет вспышек заболеваний. Мы, со своей стороны, стараемся постепенно импортозамещаться. Раньше картон закупали на Западе, сейчас он практически весь отечественный. Но из-за определенных проблем с поставками красителей он может отличаться по цвету. Визуальные изменения дизайна будут. К этому покупателям нужно быть готовым.
– Ее стоимость входит в себестоимость конечного продукта, который на торговой полке. Но здесь главное – молоко. А оно дорожает, в прошлом году на 16 %. И не только из-за волатильности рубля. Новые поставщики, логистика, стоимость кормов – вот главные составляющие в цене. Упаковка тут не главное.