Законопроект по внедрению в России единых ставок для бюджетников подготовлен в комитете Госдумы по труду и социальной политике. Как отмечается в пояснительной записке, сегодня в большинстве субъектов сложилась структура, которая приводит к «значительной как межрегиональной, так и внутрирегиональной дифференциации зарплат работников бюджетной сферы». А также — к большой разнице между заработной платой руководителей и работников.
Связано это с тем, что у федерального правительства министров нет обязанности устанавливать базовые оклады и ставки зарплат. Право такое есть (в соответствие с поправкой в Трудовом кодексе от 2007 года), а обязанность отсутствует. И вот сейчас ее хотят утвердить, чтобы, по задумке авторов законопроекта, врачи и учителя обрели гарантированную защиту. Сегодня в сфере здравоохранения и образования базовая ставка окладов может составлять от 5 до 12 тысяч рублей в зависимости от региона.
«Пришло время для появления в России нормативно-правовой базы для внедрения системы оплаты труда в бюджетной сфере и устранения существующей несправедливости», — поясняет один из авторов документа, глава думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов. По его словам, люди не должны задаваться вопросом, почему их труд по-разному оценивается.
«В 1992 году для бюджетников была введена единая тарифная сетка (ЕТС) — жесткая система разрядов, которая позволяла определять соотношение между оплатой труда и квалификацией работников, — рассказывает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. — Годы спустя от нее отказались по двум соображениям: во-первых, ради экономии средств, которые не всегда были, во-вторых, ЕТС закрепощала работодателей. На смену ей пришла система, позволившая руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированный персонал. Она была гибкой, но небезупречной с точки зрения социальной справедливости, поскольку несла в себе зерно волюнтаризма».
Понятно, что сегодня врач-терапевт в глубинке получает за свой труд в три раза меньше, чем коллега того же профиля в столице. Вместе с тем, и финансовые возможности у регионов разные. И если сегодня понизить оклады столичным специалистам, те поголовно перейдут из государственных клиник в частные. Попытка покончить с межрегиональной дифференциацией, внедрив аналог ЕТС, — это хорошо с позиции социальной справедливости, но далеко не бесспорно с точки зрения рыночной практики: платить людям надо столько, чтобы те не разбегались, утверждает собеседник «МК».
«Поскольку базовые оклады бюджетников низкие, они получают от региональных властей финансовые надбавки, которые могут доходить до 60%, — говорит Зубец. — Эти дополнительные выплаты необходимо сохранить, причем в прежнем объеме: и люди к ним привыкли, и руководителям на местах удобно, поскольку эта гибкая система отвечает бюджетным возможностям субъектов. Разумеется, необходимо повысить сам МРОТ — тысяч до 40, а лучше 50. Так мы отсечем дешевый труд, когда работодателю проще нанять бригаду таджиков с лопатами, чем купить экскаватор. Как заявил президент Путин в послании Федеральному собранию, экономике нужны инвестиции. Но их не будет, пока в стране существует практика использования дешевой рабочей силы, и главам предприятий нет надобности вкладываться в автоматизацию и механизацию процессов. И еще: надо быть поосторожнее с принципом социальной справедливости, порождающим риски для экономики».
По словам члена Совета Конфедерации труда России Павла Кудюкина, подготовка к внедрению новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы началась не вчера. Ее хотят апробировать в ряде регионов в рамках пилотного проекта, но пока неизвестно, когда он начнется. Аналогичные предложения звучат со стороны профсоюзов, причем достаточно скромные. Для общего и среднего профессионального образования — чтобы базовая ставка оклада преподавателей была не ниже МРОТ, для здравоохранения — не ниже МРОТ, для высшего образования — не менее полутора МРОТ. «Это явно лучше, чем та безобразная ситуация, когда оклады в регионах сплошь и рядом дотягивают до уровня «минималки» разными надбавками. Поэтому законопроект оправдан», — резюмирует Кудюкин.