Фото: cbr.ru
Российская экономика, которая еще в 2022 году пережила спад на 2,1%, рискует войти в фазу перегрева. Значит, надо начинать ее заблаговременно остужать, решили в ЦБ. По словам Набиуллиной, главными факторами разгона инфляции стали, во-первых, рост внутреннего спроса, опережающий возможности выпуска продукции, во-вторых, ослабление рубля.
В обновленном среднесрочном макропрогнозе Центробанк повысил свои ожидания по инфляции по итогам года – с июльских 5-6,5% до 6-7%. Значимый вклад в текущую динамику потребительских цен внесли товары, цена которых зависит от валютного курса. Например, автомобили, одежда и обувь, техника и электроника – все они уже поднялись в цене на фоне августовского падения рубля.
Как предполагает ЦБ, кредитование в стране будет продолжать расти ускоренными темпами, а склонность населения к сбережению — снижаться. Свою немалую лепту в усиление проинфляционных рисков вносят также такие факторы, как дефицит свободной рабочей силы на предприятиях и неопределенность геополитической ситуации, с потенциально негативными последствиями для внешней торговли РФ.
Ослабление рубля связано с рядом обстоятельств, дополняющих друг друга и создающих кумулятивный эффект. В частности — с сокращением валютной выручки из-за «значительного снижения стоимостных объемов экспорта в течение этого года». Кроме того, граждане неохотно сберегали в рублях, а российские компании выкупали за валюту активы у иностранных владельцев.
В целом Эльвира Набиуллина в эту пятницу озвучила те же тезисы, что звучали в ходе предыдущих ее выступлений по итогам июльского и августовского заседаний ЦБ по ключевой ставке. В частности, она заявила, что для достижения цели по инфляции в 4% к концу 2024 года «потребуется продолжительный период жесткой монетарной политики в РФ». Это значит, что в обозримой перспективе ставку будут либо повышать (что более вероятно), либо держать на текущем уровне.
На вопрос корреспондента «МК», существует ли некий «психологический» рубеж для курса рубля, по достижении которого ЦБ начинает принимать экстренные меры, Набиуллина ответила: такой отметки нет, поскольку курс является плавающим. Вместе с тем, регулятор учитывает, что ослабление рубля является проинфляционным фактором.
Довольно много говорилось на пресс-конференции об ипотеке, которая растет ускоренными темпами – за счет увеличения доли льготных программ: на 1 сентября рост составил около 30% в годовом измерении. По словам Набиуллиной, Банк России обеспокоен вовлечением в нее более рискованных групп клиентов. За последние два года выдача жилищных кредитов гражданам с высоким (более 80%) уровнем предельной долговой нагрузки (ПДН) выросла почти вдвое. А доля ипотеки с низким первоначальным взносом — до 63%. Это, отмечает регулятор, приводит к сохранению разрыва (на уровне 40%) цен на жилье на первичном и вторичном рынках – около 40%.
«В результате повышения ключевой ставки до 13% повысятся ставки по кредитам и ипотеке, — отмечает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — Это сделает заемные средства менее доступными и более дорогими для населения. При этом более высокие ставки по вкладам принесут гражданам несколько больший доход. Которого, впрочем, может не хватить для компенсации увеличения расходов на кредиты и ипотеку».