Крупнейшие нефтетрейдеры (например, Trafigura) и банки (Citigroup и JPMorgan) не исключают дальнейшего падения котировок, вплоть до $60 за баррель. В своих комментариях аналитики указывают, прежде всего, на экономические проблемы в Китае и избыточное предложение сырья на глобальном рынке. Как отмечает Bloomberg, участникам сделки ОПЕК+, по всей видимости, больше не удастся удерживать цены на высоком уровне. Конъюнктура берет свое, хотя альянс действует вполне грамотно, постепенно урезая квоты по добыче и стараясь соблюдать внутренние договорённости.
Своим видением происходящего с «МК» поделился эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. На его взгляд, снижение мировых цен имеет во многом искусственный характер, поскольку выгодно, прежде всего, Соединенным Штатам Америки – как с экономической точки зрения, так и с политической.
— Совпало несколько факторов, включая те, что активно раздуваются западными СМИ, которые идеологически близки американским демократам, банкам и инвестиционным компаниям, — говорит собеседник «МК». – На первый план вышел тезис, что «геополитическая надбавка», заложенная в цену на нефть из-за нестабильности на Ближнем Востоке, сошла на нет. Ничего подобного: мы видим, что боевые действия в секторе Газа продолжаются, что с ливанской «Хезболлой» у израильтян постоянно происходят перестрелки. А главное – что йеменские хуситы по-прежнему атакуют торговые суда, в том числе нефтяные танкеры, как в Красном море, так и в Аденском заливе. Соответственно, логистика идет не через Суэцкий канал, а в основном вокруг Африки, а это – дополнительные затраты на транспортировку. «Геополитическая надбавка» остается в силе, хотя Bloomberg и Reuters утверждают обратное, так или иначе воздействуя на психологию, ожидания трейдеров и биржевые котировки, которые в итоге снижаются.
— Но многие аналитики винят в падении нефтяных цен не США, а Китай, чья экономика тормозит, вследствие чего спрос на энергоресурсы, включая нефть, падает…
— Да, в тех же западных СМИ звучит старая песня о перегретой экономике Китая, о тамошних пузырях на рынке недвижимости, о «неизбежном» сокращении этой страной объемов потреблении нефти и, значит, о недостаточном мировом спросе. Делается вывод: надо быстрее продавать фьючерсы, пока они еще чего-то стоят. Что и происходит. Кроме того, решение ОПЕК+ о повышении с октября объемов добычи подается на Западе как некая новость и инсайдерская информация, хотя об этом было известно еще в начале лета, когда прошло заседание альянса.
-Получается, цены на нефть падают во многом по субъективным причинам. Но кому это выгодно?
-Уверен, что истоки следует искать во внутренней политике США. В преддверии ноябрьских президентских выборов правящей Демократической партии крайне важно обеспечить снижение у себя в стране цен на топливо, на бензин, в соответствие с мировой конъюнктурой. В этом есть некий элемент устоявшейся политической практики: американский избиратель склонен перекладывать ответственность за динамику цен на топливо на действующую администрацию. Если бензин подорожал, значит, виновата власть, ее надо менять. Если подешевел, значит, буду поддерживать. Помню, в июне 2022 года биржевые котировки взлетели в моменте до $120 за баррель и, соответственно, в Соединенных Штатах топливо тоже подорожало. Этой ситуацией воспользовались республиканцы, выпустившие кучу наклеек с изображением Байдена и обклеившие ими все автозаправки. Там глава Белого дома показывал на ценник на бензин и говорил: «Это сделал я». То есть, в рамках избирательной кампании тема топлива является несомненной зоной риска для демократов. Поэтому сейчас они делают все возможное, чтобы сбить цены на нефть, например, заявляют о приближающемся окончании конфликта между Израилем и ХАМАС, о своем посредничестве на этих переговорах.
-Что будет происходить со спросом и ценами в обозримой перспективе?
-У спроса хорошие перспективы, и он точно переварит те излишки, о которых говорят аналитики. В частности, по оценке Bank of America, в 2025 году на рынке может образоваться избыток в размере 730 тысяч баррелей в сутки. Напомню еще об одном факторе. Когда котировки ушли к $80 за баррель, страны-потребители стали активно проедать запасы, накопленные у себя в хранилищах ранее, за счет более низких цен. Это сказалось на спросе, который естественным образом сократился. Даже Китай уменьшил объемы импорта в период с января по август 2024 года, но, подчеркну, не потребление. Понятно, что в дальнейшем, по мере убывания запасов, спрос будет повышаться. А цены, скорее всего, будут колебаться в диапазоне $70-80 за баррель. Хотя сейчас они могут упасть в моменте до $65, поскольку степень давления на них со стороны американцев довольна велика.