При этом работу серьезно затрудняли и затрудняют фискальные (и не только) решения финансовых властей. Когда система налогообложения отрасли подвергается постоянным корректировкам, крайне непросто планировать инвестиции на длительную перспективу и реализовывать уже начатые проекты. «Уже в октябре Минфином России были инициированы очередные изменения одного из базовых параметров налогообложения в нефтяной отрасли – порядка определения цены на нефть для налоговых целей», — заметил глава компании Игорь Сечин. Он напомнил, что непроработанное решение Минфина по сокращению демпфера спровоцировало кризис на внутреннем рынке топлива в августе – сентябре 2023 года.
Кроме того, предусмотрено экономически не обоснованное снижение прогноза разницы между ценой российской нефти и сортом Brent. При этом, для налогообложения отрасли Минфин по-прежнему использует совершенно не актуальный в современных условиях ценовой индикатор — котировку Brent. «Финансовое ведомство игнорирует фундаментальные изменения условий работы нефтяной отрасли страны: формирование новых направлений поставок российской нефти и подходов к ее ценообразованию», — заявил Игорь Сечин.
Упомянул глава «Роснефти» и ряд других начинаний Минфина, которые, по оценкам экспертов, выглядят непродуманно. В частности, для налоговых целей предлагается использовать виртуальные затраты на фрахт для более не существующих маршрутов поставки российской нефти в Европу. Причем — без учета стоимости транспорта и других логистических издержек, затрат на страхование, конверсионных расходов, процентных платежей по привлеченным кредитам.
«Еще одна инициатива, реализованная без проведения всестороннего анализа ее влияния и без обсуждения с отраслью, – дифференциация цен на газ для различных категорий промышленных потребителей на фоне роста налоговой нагрузки на отрасль. Принятые изменения приведут к разбалансированию рынка и созданию дефицита газа для социально значимых отраслей», — предупредил Игорь Сечин. Кроме того, рост НДПИ на газ (объем платежей в ближайшие три года вырастет на 25%) приведёт к изъятию инвестиционного и оборотного ресурса из отрасли и снизит возможности поддержания уровней добычи в будущем.
Очевидные риски создает для компании и поступательное увеличение Центробанком ключевой ставки. Это негативно сказывается на стоимости финансирования — как для компании, так и для её подрядчиков и поставщиков. Проекты дорожают, а сроки их реализации растут. Под удар попадает и прибыль, которая является базой для определения размера дивидендов. Как заметил Игорь Сечин, в январе-сентябре процентные расходы выросли на 15% – а отложенный эффект решений ЦБ по ставке увеличит его в предстоящие периоды. Ко всему прочему, в отношении «Роснефти» постоянно наращивается санкционное давление – практически в каждом раунде санкций вводятся ограничения, негативно влияющие на деятельность компании. «С начала усиления санкций Банком России так и не сформированы надежные маршруты исполнения трансграничных платежей в различных валютах, что затрудняет своевременное зачисление экспортной выручки», — сказал Игорь Сечин.
«Роснефть» остается одной из крупнейших компаний на планете по объемам добычи углеводородов. По итогам отчетного периода этот показатель оказался выше, чем у ExxonMobil, BP, Chevron, Equinor, Eni, Sinopec и других мировых мейджоров. В январе-сентябре 2023 года он вырос почти на 11% и достиг 5,5 млн б.н.э. в сутки. Добыча жидких углеводородов за девять месяцев составила 4,0 млн б/с, что на 3,9% выше год к году и преимущественно обусловлено возобновлением добычи на проекте «Сахалин-1».
Что касается газа, его добыча в январе-сентябре увеличилась на 33% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составила 1,5 млн б.н.э. в сутки. Рост обусловлен двумя обстоятельствами — увеличением объемов производства на действующих проектах, а также запуском новых газовых проектов в Ямало-Ненецком автономном округе в 2022 году.
Продолжается активная реализация флагманского проекта «Восток Ойл», не имеющего сегодня аналогов в мире. В январе-сентябре выполнено более 2,2 тысяч пог. км сейсморазведочных работ 2Д и 1,6 тысяч кв. км работ 3Д. Идет строительство магистрального нефтепровода «Ванкор – Пайяха – Бухта Север» и нефтяного терминала «Порт Бухта Север». Строятся складские перевалочные объекты Енисейского бассейна. В период летней навигации на объекты проекта доставлено более 850 тысяч т грузов по Северному морскому пути, Енисейскому и Обь-Иртышскому речным бассейнам..
В январе-сентябре компания нарастила объем переработки нефти на территории России на 3,3% — до 65,8 млн т. Продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке за девять месяцев года составили 31,2 млн т, а в третьем квартале – 11,4 млн т (рост на 13%). Компания является активным участником торгов на товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
Вопреки негативным макроэкономическим факторам, финансовые показатели компании сохраняют стабильность. Она продолжает активно инвестировать в новые перспективные проекты. Капитальные затраты за девять месяцев выросли на 10,6% год к году и составили 909 млрд рублей, показатель за третий квартал достиг 310 млрд рублей. Рост связан, среди прочего, с активной реализацией проекта «Восток Ойл». Выручка компании за третий квартал увеличилась на 33,3% (квартал к кварталу), до 2732 млрд рублей, что на 2,4% выше консенсус-прогноза от агентства «Интерфакс». По итогам девяти месяцев выручка составила 6 612 млрд рублей. На показателе сказывается макроэкономическая конъюнктура, в том числе — снижение цен на нефть.
Что касается показателя EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации), за январь-сентябрь он вырос на 19,3%, до 2403 млрд рублей, а за третий квартал достиг 1002 млрд рублей (почти на 15% выше консенсус-прогноза аналитиков). Лучшая динамика EBITDA по сравнению с выручкой связана с контролем над расходами (включая снижение общехозяйственных и административных затрат), увеличением объемов реализации в восточном направлении и повышением эффективности экспортных поставок. Удельные расходы на добычу углеводородов в отчетном квартале составили $2,5 /б.н.э. — в мире это один из самых низких показателей.
Чистая прибыль, относящаяся к акционерам «Роснефти», за девять месяцев достигла 1 071 млрд рублей (за третий квартал – 467 млрд), что в 1,8 раза превышает уровень аналогичного периода прошлого года и в основном объясняется ростом EBITDA.
В условиях беспрецедентного внешнего давления компания продолжает неукоснительно выполнять обязательства перед акционерами. Совет директоров на заседании в ноябре рекомендовал выплатить промежуточные дивиденды в размере 30,77 рублей на акцию. В общей сложности на выплату дивидендов предлагается направить 326 млрд рублей, или 50% чистой прибыли за первое полугодие 2023 года, в полном соответствии с дивидендной политикой. Кстати, за последние два года число акционеров нефтяной компании выросло почти в 4,5 раза — на конец первого полугодия их общее количество достигло почти 900 тысяч человек.
Ценные бумаги компании стали одними из самых быстрорастущих на фондовом рынке РФ, а капитализация в октябре превысила 6,4 трлн рублей. Эксперты БКС и «Синара» в сентябре повысили прогнозы по целевой цене акций «Роснефти» на 25% и 11% соответственно. К ключевым факторам инвестиционной привлекательности аналитики и БКС, и «Синары» относят реализацию флагманского проекта компании – «Восток Ойл».
В январе-сентябре компания продолжила реализацию мероприятий по достижению целей устойчивого развития в рамках стратегии «Роснефть-2030: надежная энергия и глобальный энергетический переход». Компания стремится к нулевой аварийности к 2030 году или ранее. За девять месяцев 2023 года частота происшествий, связанных с разгерметизацией оборудования с тяжелыми последствиями снизилась на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
На объектах компании за девять месяцев не зафиксировано ни одного случая газонефтеводопроявления (выброса нефти, газа или воды на поверхность) при бурении скважин. В рамках Программы по ликвидации экологического «исторического наследия» за 9 мес. 2023 г. рекультивировано более 60 гектаров загрязненных земель «исторического наследия».